Кудо
Адаптивная физическая культура
Кикбоксинг
Киокусинкай
Муайтай

Шахматы

Шахматы

Краткая характеристика вида спорта «Шахматы»

Вид спорта – шахматы, это сфера интеллектуальной деятельности, где основной формой является игра двух партнеров, в которой различные фигуры по определенным законам передвигаются на шахматной доске. Игра способствует развитию логического и творческого мышления, памяти, вырабатывает решительность, усидчивость; игра в шахматы - это школа терпения и критического подхода к себе и партнерам. Название игры заимствовано из персидского «шах» (король, властелин). Хотя история происхождения этой игры до конца не выяснена, предполагается, что она возникла в Северной Индии приблизительно 1500 лет назад. Далее игра распространилась в Персию и Аравию.

В письменном виде описание игры в шахматы встречается во многих персидских и арабских рукописях, а также в героических эпосах. В переводе с санскрита название шахматной игры означает «четырехчленная». Отсюда следует, что в шахматы играли в то время четыре партнера. Строгая закономерность шахматной игры и многие другие ее признаки указывают на то, что она была придумана не одним человеком, а развивалась и совершенствовалась постепенно. Предполагается, что первоначально игра служила для разъяснения стратегических и тактических вопросов в военном деле. На это указывают сохранившиеся и поныне названия фигур (слон) и расположение фигур на шахматной доске, напоминающее структуру индийского войска того времени. В 8-9 веке от арабов игра попала в Европу: сначала в Испанию, Италию и Францию. Несколько позднее шахматы по торговым путям попали на Русь.

Международная шахматная федерация (ФИДЕ) была основана в 1924 г., в настоящее время в нее входят более 100 стран. По решению конгресса ФИДЕ учреждены почетные звания для сильнейших шахматистов: «международный мастер» и «международный гроссмейстер», которые присуждаются после выполнения определенных спортивных нормативов, для судей - «международный арбитр».

В распоряжении шахматиста должны находиться шахматная доска, шахматные фигуры, шахматные часы, бланк для записи ходов. Шахматная доска разделена на 64 одинаковых по размеру поля, 32 белых и 32 черных. Доска располагается таким образом, что клетка по правую руку шахматиста будет белой. Шахматные фигуры. Каждый игрок располагает 16 фигурами, а именно: королем, ферзем, 2 ладьями, 2 слонами, 2 конями и 8 пешками.

Шахматные часы. Истинные спортивные показатели в шахматной игре могут быть получены лишь в том случае, если оба партнера находятся в равных условиях. С этой целью и введено положение об ограничении времени обдумывания ходов. По международным правилам каждый шахматист обязан в течение 2,5 часа сделать 40 ходов. В настоящее время в номинации «Классические шахматы» каждому партнеру отводится минимальное время на партию 1 час 05 минут. Для контроля служат шахматные часы с двумя циферблатами и приспособлением для пуска часов соперника и одновременной остановки своих. Истечение (просрочка) времени для обдумывания фиксируется специальным приспособлением (контрольным флажком) и означает поражение тому, кто не успел сделать контрольное число ходов.

         Очень большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы. Занятия шахматами способствуют повышению интеллектуального уровня занимающихся, умению концентрировать внимание на решении задач в условиях ограниченного времени.

Развитие вида спорта на территории ХМАО-Югры

Шахматы – настольная логическая игра с шахматными фигурами на 64-клеточной доске, сочетающая в себе элементы искусства (в том числе в части шахматной композиции), науки и спорта.

Федерация шахмат Югры создана в январе 2006 года с целью популяризации и развития шахмат в Югре, привлечения населения округа к систематическим занятиям шахматами, подготовки спортсменов высокого класса, а также проведения на регулярной основе окружных, всероссийских, международных соревнований и других спортивно-массовых мероприятий.

В 2010 году в целях повышения качества и результативности оказания государственных услуг в сфере физической культуры и спорта населению Ханты-Мансийского автономного округа – Югры создано автономное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Югорская шахматная академия» путем изменения типа учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Интернет-центр шахматного мастерства».

В здании АУ «Югорская шахматная академия» обеспечена возможность проведения официальных международных, всероссийских и окружных турниров на высоком техническом уровне в соответствии с требованиями ФИДЕ. Это площадка высочайшего уровня для проведения различных массовых мероприятий международного и окружного значения. В здании реализована технология зала-трансформер на 128 игровых мест, позволяющая по-разному организовывать пространство и зрительскую зону в зависимости от формата мероприятия. В Ханты-Мансийске проведено более 25 международных турниров (Всемирная шахматная Олимпиада 2010 г., Кубки мира, этапы Гран-При, чемпионаты мира, Конгресс Всемирной шахматной федерации).

Вопрос шахматного образования в общеобразовательных школах Югры занимает лидирующие позиции и является одним  из приоритетных направлений развития шахмат на территории автономного округа в целом. В 2009-2010 учебном году на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 55 образовательных учреждениях урок шахмат проводится для более 8 тысяч школьников.

На территории Ханты-Мансийского  автономного округа – Югры занимается шахматами более 15 тыс. человек.

Шахматисты Югры известны во всём шахматном мире.

Актуальность

Шахматы это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное эффективное средство их умственного развития, формирования внутреннего плана действий – способности действовать в уме. Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с давних пор приобрели особую социальную значимость – это один из самых лучших и увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных человечеством.

Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок, особенно в начале обучения, воспринимает их именно как игру. Сейчас шахматы стали профессиональным видом спорта, к тому же все детские соревнования носят спортивную направленность. Поэтому развитие личности ребенка происходит через шахматную игру в ее спортивной форме.

Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т.д.

Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и искусства, могут вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.

Программа позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих воспитанников, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д. О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности можно судить по таким весомым аргументам как создание международных организаций, занимающихся популяризацией и пропагандой шахмат, проведение всемирных шахматных олимпиад и многочисленных международных соревнований. Шахматы становятся все более серьезным занятием огромного количества людей и помогают становлению человека в любой среде деятельности, способствуя гармоничному развитию личности.


Минимальный возраст для зачисления на этап начальной подготовки составляет 6 лет

Тренерский состав
Калиновский С. А.
Тренер-преподаватель
Урунов С. С.
Тренер-преподаватель
Озолина Д. О.
Тренер-преподаватель
1 спортивный разряд, судья всероссийских категории, тренер-преподаватель высшей квалификационной кат...
Озолин М. В.
Тренер-преподаватель
Заслуженный тренер Удмуртской республики, мастер спорта России, международный мастер, судья 1 катего...
Шарафутдинов А. И.
Тренер-преподаватель
Фаррахова А. Н.
Инструктор-методист
Гончарук И. Н.
Старший инструктор-методист спортивной подготовки по адаптивным, игровым и силовым видам спорта
Награды, поощрения:
Благодарность начальника управления по ФК и С администрации г. Нижневартовска за...